Сайт группы №6 Семицветик

Проект организации мини-музея "В гостях у сказки" средняя группа

 Музейное дело – очень важное дело.

Живой показ явлений, фактов особенно

убеждает, особенно врезается в память,

толкает мысль…

Н. К. Крупская

Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения чувство патриотизма, сохранять традиции своей страны, формировать у дошкольников чувство национального самосознания. С этими задачами прекрасно справляется музейная педагогика.

Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.

В дошкольном образовании музейная педагогика стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Эта форма организации обучения соединяет в себе образовательно-воспитательный процесс с реальной жизнью и обеспечивается воспитанниками через непосредственное наблюдение и знакомство с предметами и явлениями.

Актуальность создания музея в детском саду на сегодняшний день не надо доказывать. Многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому им не приходит в голову идея такой экскурсии. На помощь приходит музей, работающий на базе образовательного учреждения.

Значимость программы музея «В гостях у сказки» заключается в создании развивающей среды - совместном участии детей, родителей и педагогов. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях экспонаты трогать нельзя, а в нашем музее не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители.

Процесс социализации воспитанников связан с освоением норм и ценностей, принятых в современном обществе. Роль музея в процессе социализации состоит в приобщении воспитанников к существующим нормам и ценностям.

Музей «В гостях у сказки» ориентирован на детей среднего дошкольного возраста, позволяет формировать патриотическое сознание, нравственные качества личности.

Цель создания музея – эффективная и целенаправленная организация работы по нравственному и патриотическому воспитанию, социализация и воспитание творческой личности воспитанников средствами музея.

Задачи:

для воспитанников и родителей (законных представителей) :

формирование условий для творческой самореализации ребенка на основе работы со сказкой; систематическое усиление потенциальных творческих способностей ребенка, которые помогут максимально развить и реализовать его творческий потенциал, креативность, способствовать социализации; оптимизация интереса к чтению художественной литературы; расширение кругозора детей, знакомство с музеями; воспитание личности ребенка на основе вечных нравственных ценностей; организация и проведение исследовательской работы воспитанников в процессе создания музейного фонда.

для педагогов:

обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми, родителями (законными представителями, педагогами;

создание музейного собрания, воспроизводящего основной перечень сказочных предметов и известных героев сказок (сказка-герой-предмет) ; обогащение предметно – развивающей среды; включение в воспитательно-образовательную деятельность элементов музейной педагогики; формирование активной жизненной позиции; накопление и передача эстетического, эмоционально-ценностного отношения к миру, формирование духовно-нравственной культуры ребенка, воспитание духовно богатой личности.

Основные принципы построения экспозиции музея «В гостях у сказки»:

Принцип научности: любая экспозиция должна строиться на научной основе.

Принцип предметности: основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху, образ жизни, деятельность людей, героев сказок и пр.

Коммуникативно-информационный принцип: дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась детьми различного возраста.

Принцип концентричности: только единичные экскурсии не могут приобщить детей дошкольного возраста к музейной культуре. При построении цикла необходимо учитывать этот принцип, т. е. каждый последующий этап подготавливается предыдущим и обеспечивает переход к более сложно последующему этапу.

Виды детской деятельности:

игровая (дидактические игры соответствующие сказочной тематике, словесные, настольные игры, пазлы) ;

продуктивная (поделки, рисунки) ;

коммуникативная (беседы, совместное чтение сказок и т. д.) ;

познавательно-исследовательская (викторины, конкурсы, экскурсии, досуг – совместно с родителями (законными представителями, воспитателями) ;

чтение художественной литературы (дети являются читателями библиотеки, созданной на базе музея) .

Предполагаемый результат работы музея:

Музей способствует совершенствованию образовательно-воспитательного процесса, повышению его эффективности в обучении и воспитании дошкольников, позволит значительно повысить качество и эффективность нравственного и патриотического воспитания, будет способствовать активной социализации и воспитанию творческой личности ребенка средствами музейной педагогики. Каким бы содержательным и современным по оформлению ни был музей, он только тогда станет неотъемлемой частью общего организма учреждения, если педагоги будут широко использовать его экспозиции и фонды в воспитательно-образовательном процессе.

Эффективность использования музея в обучении и воспитании во многом определяется разнообразием форм и методов работы, включающей музейный материал в воспитательно-образовательный процесс.

Музей в образовательном учреждении помогает воспитывать у дошкольников исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний.

Все виды воспитательно-образовательной работы, которые возможны на базе музея, в конечном итоге, способствуют формированию высоконравственной личности ребенка, любящей свою Родину, свой народ.

Планируемая образовательная деятельность музея «В гостях у сказки» в полной мере может способствовать формированию необходимых качеств личности воспитанников, достижению поставленных целей и задач.

Итоги реализации данной программы сложно оценить с помощью количественных показателей. Работа рассчитана на долгосрочные качественные изменения.

Характеристика помещения: мини-музей расположен на полках и стендах группы. Занимаемая площадь 2 кв. м.

Характеристика музея:

Экспонаты мини-музея

№ Наименование экспоната Описание экспоната

1 Герои сказок Куклы, одетые в персонажей сказок, вязаные игрушки

2 «Волшебные» предметы Предметы – атрибуты сказок

4 Игры: «Узнай сказку»

«Расскажи сказку»

«Лиса и заяц» На картоне наклеены картинки с изображением героев сказок. Нужно угадать сказку

Покупная дидактическая игра

Покупная дидактическая игра

5 «Сюжетные композиции»

Сюжетные композиции к сказкам «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Снежная королева», «Курочка Ряба»

6 Портреты сказочников Папка с портретами сказочников

7 «Загадки про сказки» Папка с подборкой загадок о сказочных героях

Перспектива развития музея:

- пополнение разделов;

- дальнейшее привлечение родителей к работе в музее;

- использование экспонатов в воспитательно-образовательном процессе.

Список литературы:

1. Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.

2. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской

народной культуры», Санкт – Петербург, Изд. «Детство – Пресс», 2008г.

3. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29

4. Пантелеева Л. В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000г.

5. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008

6. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

7. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

8. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.

18 марта 2016 в 14:45

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.